Альжев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии 1. Объективно-идеалистическая концепция Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного.

Происхождение религии. Что такое религия? Виды религий

Понятие мировоззрения, основной вопрос мировоззрения. Подход к объяснению сущности и происхождения религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией данного исследователя. Известный историк философии А. Чанышев определяет мировоззрение следующим образом.

Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, атеисты, принадлежит в возникновении религии такой эмоции, как страх.

Феноменология религии По мере своего развития каждая наука создает новые направления, рассматривающие определенные срезы действительности с ее точки зрения. В психиатрии таким образом сложились отрасли социальная психиатрия, судебная психиатрия, военная психиатрия. Вместе с тем, нельзя сказать, что этому вопросу не уделяется внимания в мировой психиатрии. Во Всемирной психиатрической ассоциации работает секция психиатрии и религии, проводятся конференции, встречи. Одна из последних конференций на эту тему, состоявшаяся в октябре г.

За последние десятилетия напечатаны сотни статей, изданы фундаментальные руководства и монографии [10, 24, 32]. Однако вопросы, связанные с религиозными переживаниями в патологических условиях, разработаны еще недостаточно. Во многом это обусловлено сложностью изучаемого объекта. Канту, — это то, что существует вне сознания и непознаваемо, выходит за пределы всякого опыта, чему в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет [5].

Другая трудность связана с социальным контекстом. Религия имеет два аспекта: Внешняя сторона — это теологические системы, обрядность, церковная организация, общепринятые каноны религиозного поведения.

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени.

Ученые выяснили, что убежденные атеисты ничем не отличаются от религиозных фанатиков, если речь идет о страхе смерти.

Вокруг этого вопроса на протяжении столетий идет острая полемика. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей мировоззренческой позицией теоретика. Флоренский не видит противостояния религиозного и научного: О сложности и ценности религии свидетельствует факт множества терминов, которыми она обозначается в культуре. Ответы порождают новые вопросы, которые систематизируются в теоретических концепциях религии, различающихся по основанию или главному объяснительному принципу.

Чтобы сформировать понятие религии, необходимо познакомиться с основными концепциями и определиться с исходной точкой размышления. В качестве первого приближения к сущности религии предлагается усвоить рабочее предварительное определение.

Исторические концепции возникновения и сущности религии

Ведь если религия возникает на определенном этапе развития общества, то, значит, человечество по своей сути безрелигиозно, и в будущем оно тоже может жить без религии. Любая же религия, и в т. Человек неразумный не глупый, а именно полностью лишенный разума как способности мыслить, хотя бы в зачаточной степени — это не человек, так же и человек нерелигиозный, утверждаем мы, это человек, лишенный своей важной сущностной составляющей.

Но почему все же нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что религия возникает на определенном этапе развития человека? Ведь не дискредитирует же науку тот факт, что она возникает достаточно поздно: Наоборот, это возвышает науку, ведь столь глубокие истины, которые открывают современные ученые, не могут быть понятны человеку необразованному, каким он был тысячелетия назад.

Из его концепции следует необходимость религии в любом обществе и, следовательно, её вечности. 7. Религия как плод страха и бессилия. Впервые.

Концепции возникновения религии Божественное начало Самые первые попытки этиологии объяснения культуры в истории человечества имели теологический характер, то есть, все человеческие открытия и изобретения рассматривались как дар божий. Заблуждения человека В античности возникли первые концепции, объясняющие происхождение религии. По данной версии роль религиозных воззрений заключается в том, чтобы освободить человека от ужаса, дать ему ощущение стабильности и непрерывности жизни.

Подтверждением может служить наличие в каждой религии включая самые древние сотериологических учений, обещающих вечное спасение, дарующих надежду на вечную жизнь, тем самым компенсирующих ужас перед смертью. Феноменология религии, в частности Р. Однако, воплощая идеи в культурной деятельности, человек создает лишь слабое подобие идеального мира.

Считалось, что художник, архитектор сами ничего не изобретают, но Дух божий вложил идеи и образы им в голову или вообще водит рукой иконописца, направляет действия каменщика, строителя, составителя книги. Так, в конце концов, произошло обожествление реальных людей, им стали поклоняться и чтить в веках. Подобного объяснения до сих пор придерживаются некоторые ученые, пытаясь разгадать загадку религиозного сознания. Томпсон предполагает, что в основе религиозных учении — экстатические переживания в судьбе конкретных людей, лидеров, в дальнейшем становящихся основателями или руководителями тех или иных религиозных направлений, сект, конфессии.

Далее их позиция развивается в научном атеизме марксистско-ленинского толка, в котором религия предстает как искаженная, иллюзорная система знании о мире.

Религия и страх

Страх перед будущим в современном мире: страхи в социальной жизни и их отражение в мифе, религии и философии Страх ожидания негативных событий и процессов, которые оцениваются людьми как вероятные непосредственно для них или для их потомков, играл важную и в некоторых случаях даже решающую роль в жизни личности и общества. Тревога перед неизвестным и необъясненным глубоко внедрена в человеческое мышление, вероятно, на генетическом уровне.

Неудивительно, что некоторые мыслители полагали этот аспект человеческого существования одним из наиболее важных в человеческой жизни. Несколько иначе сходную мысль выразил Альберт Камю:

Слово"религия" (religio) - латинского происхождения; в древнем Риме оно набожность, мнительность, благочестие, вера, страх, суеверие, долг, .. видим, что или иной конкретной философской концепции, как правило, .

Религия в структуре общественного сознания Люди и группы людей различаются множеством разнородных признаков. Одни из них заложены в человеке генетически: Другие признаки обусловлены социально — например, гражданство, образование, профессия, социальный и имущественный статус, конфессиональная принадлежность.

В кругу названных измерений человека и социума особое место занимают три признака: Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т. Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики.

В разнообразных, внутренне сложных и пестрых объектах, с множеством разноплановых черт, свойств, характеристик, семиотика позволяет выделить главное и существенное. Познавательная ценность семиотического подхода состоит в следующем: Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии. Объективно-идеалистическая концепции В современном религиоведении можно выделить четыре основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии: Объективно-идеалистическая концепция Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного.

Постулирование сверхъестественного источника религии сводит вопрос о существовании и сущности религии к вопросу о существовании и сущности Бога. В христианской теологии и религиозной философии в обосновании бытия Бога существуют две тенденции:

Развитие представлений о религии

Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.

В большинстве религий заметное место занимает духовенство служители религиозного культа Основы концепции сущности религии В современном религиоведении можно выделить пять основных концепций, объясняющих, исходя из различных мировоззренческих позиций, сущность и происхождение религии:

Решение именно этой задачи делает религию «практи. смерти · Владимир КарцевОбщественные насекомые: новая концепция жизни · из старых «ОЗ». В качестве источника религии страх выступает как более или менее.

Религия и страх Религия это элемент культуры. А культура активно использует страх. Про другие источники страха, можно посмотреть здесь. Страх это негативная эмоция, и становиться она разрушительной для организма, но только долговременный и сильный страх может стать таким. Кратковременное воздействие, не приносит негативных последствий подробнее, о воздействии страха на организм. Религия и страх тесно связаны, некоторые думают, что это не так, но давайте разберемся.

Давайте сначала определимся, что такое религиозный страх. Религиозный страх — это страх перед божествами, божественной карой и наказанием, страх перед адскими муками и т. Особенность религиозного страха в том, что люди направляют свои силы на проблемы, связанные лишь с отношением к эфемерному существу - богу. В разуме верующего человека непрерывно существует мысль, о том, как бы не рассердить божество.

Он должен следовать определенному ряду требований, соблюдать предписания, каноны, заповеди, которые дает определенная религия.

Психологическая концепция К.Г. Юнга.

История мировых религий Предисловие Религия занимает одно из самых важных мест в человеческой жизни и в истории мировой культуры. Религиозные верования являются характерной чертой человека как вида жизни и возникают они еще тогда, когда предки современных людей впервые начали хоронить своих сородичей. В понимание религии входит изучение истории развития религии как отрасли культуры и истории развития мировых религий. Данное учебное пособие посвящено в первую очередь истории развития мировых религий, поэтому данному аспекту будет уделено основное внимание.

Но историю развития мировых религий невозможно понять без истории возникновения религии как таковой. Поэтому в первых главах уделим внимание и этой проблеме.

Его используют в религии и СМИ, в экономике и политике, Джудит Шкляр в году выдвинула концепцию «либерализма страха».

Религия как форма общественного сознания 1. Религия в структуре общественного сознания Религия от лат. Это форма общественного сознания наряду с обыденным, или массовым, сознанием, языком, моралью и правом, искусством, наукой, философией, идеологией , т. Если язык — это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества — это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания такие, как обыденное сознание, искусство, этика, право, философия, наука.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. Термин семиотика от греч.

История и теория религий: конспект лекций (Д. В. Альжев)

Вопросы по истории религии Происхождение религии Вопрос о происхождении религии — вопрос не историко-теоретический, а принципиальный, вопрос о том, действительно ли право современное так называемое цивилизованное человечество, утверждающее, что религия — это заблуждение, от которого нужно избавляться. Ведь если религия возникает на определенном этапе развития общества, то, значит, человечество по своей сути безрелигиозно, и в будущем оно тоже может жить без религии.

Любая же религия, и в т.

Различные теории и концепции происхождения религии - попытка историков и философов найти ответ на вопрос"почему возникла религия".

Психологическая концепция религии З. Фрейда Общая характеристика религиоведческого наследия Религия как коллективный невроз Фрейда Общая характеристика религиоведческого наследия З. Фрейд известен как основоположник психоанализа—концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг.

Таким образом, психоанализ—ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе. Изначально область применения психоанализа отстояла от религиоведения достаточно далеко, речь шла о чисто медицинских задачах—диагностике и лечении определенной разновидности психических болезней.. Психоанализ был лишь техникой проникновения в бессознательное человека.

Однако он вскрыл такие значительные и неизвестные прежде пласты индивидуальной психики, что это дало импульс коренному пересмотру всех традиционных антропологических представлений.

Религия страха или любви